Здоровый сон

18 апреля 2013 - Администратор

 

Все родители, кто бы они ни были и где бы ни проживали, думают об одном: как вырастить ребенка здоровым и что сде¬лать для того, чтобы он был счастлив. С первых дней жизни ре¬бенка они уделяют большое внимание таким показателям его здоровья и функционирования организма, как рост, вес, анализ крови, температура, кровяное давление, процент гемоглобина, число лейкоцитов, содержание сахара в крови и т. д. Здоровье связывают с нормами этих показателей, а отклонения от норм — с болезнью. Однако мало кто задумывается о том, что здоровье напрямую связано с режимом ограничений и нагрузок. Регули¬руя этот режим не формально, а исходя из знания особенностей и потребностей растущего детского организма, вполне возмож¬но поддерживать у ребенка высокий уровень здоровья. Соблю¬дение режима дня — главный фактор сохранения здоровья, но при одном условии: если не относиться к ребенку как к неукос-нительному исполнителю «режимных моментов», а к самому ре¬жиму — как к директиве.


Режим создается для того, чтобы сделать жизнь ребенка (и вашу тоже!) наполненной, разнообразной и творческой, а вовсе не затем, чтобы втиснуть ее в жесткие рамки предписаний. И всё же при этом нужно знать об определенных возрастных потребно¬стях ребенка, которые необходимо обеспечивать. Например,  ре¬бенок в возрасте от четырех до шести лет должен спать не менее 10 часов ночью и 2 часов днем, питаться 4 раза в день (завтрак, обед, полдник, ужин), желательно с четырехчасовыми интервалами между приемами пищи, гулять на свежем воздухе не менее 2 часов утром и 2 часов после дневного сна.


Правильный режим — это рациональное и четкое чередо¬вание различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время для сна, прогулок, занятий, приема пищи, игр и предохранять организм ре¬бенка от чрезмерного утомления.


Соблюдение режима дня, выполнение всех элементов режи¬ма всегда в одно и то же время создает природосообразный ритм жизни, рождает привычку к регулярной смене разных видов дея¬тельности. Организм ребенка в каждый отрезок времени готовится к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все физиологические процессы (усвоение пищи, пробуждение, засы¬пание и т. д.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, повышает их работо¬способность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психическому развитию, укрепляет здоровье.



Всему — свое время.
 
Сон

 

.


  
Достаточный по времени и спокойный сон — важнейший фак¬тор не только физического, но и психического здоровья ребенка. Ни в коем случае нельзя сокращать сон ребенка из-за его капризов или из-за планов взрослых. Это оказывается трудной, а порой невыпол¬нимой задачей для современных молодых родителей: хочется сходить в театр, потанцевать на дискотеке, провести время в кругу друзей... А как же маленький ребенок? «Ну, ляжет сегодня сын или дочь позд¬нее. Ну не поспит один раз днем, уложим вечером пораньше», — к со¬жалению, так рассуждают многие. Подобная беспечность, повторя¬ясь, наносит непоправимый вред ребенку — он становится раздражи¬тельным, нервным и капризным. Почему?  Вот об этом мы и поговорим.


Изучение физиологии сна позволило установить, что он неод¬нороден и состоит из двух сменяющих друг друга фаз — фазы глубо¬кого сна и фазы быстрого сна. Первая фаза (глубокого сна) — бо¬лее продолжительная (75-80 % всей длительности сна). Это сон без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы ак¬тивны. В частности, в этот момент отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут. Вторая фаза (бы¬строго сна) характеризуется активным состоянием клеток головного мозга, в процессе которого осуществляются переработка информа¬ции, поступившей за день, ее анализ и отбор для хранения в долго¬срочной памяти. Во время быстрого сна мозг продолжает работать, увеличивается его кровоснабжение и потребление кислорода. Пол-ноценный сон должен включать обе фазы. Такой сон восстанавливает нормальное состояние нервной системы, недосыпание же нару¬шает процесс восстановления и может явиться одной из причин воз¬никновения неврозов.   Центральная нервная система детей-дошколь¬ников еще слаба и во время бодрствования сильно утомляется. Для восстановления нормального состояния нервных клеток им необхо¬дим достаточно продолжительный сон.


Поэтому детям четырех лет рекомендуется спать 12 часов 50 минут в сутки, а более старшим де¬тям — 12 часов. Режим сна должен складываться из ночного (10 часов 30 минут — 10 часов 15 минут) и дневного (2 часа 20 минут — 1 час 45 минут) сна. Чередование бодрствования и сна способствует нормальной психической деятельности.


Продолжительность и качество сна ребенка зависят от ус¬ловий, которые ему создают взрослые. Быстро и спокойно засы¬пают, как правило, дети, которых родители изо дня в день уклады¬вают в одно и то же время. С течением времени вырабатывается привычка засыпать в определенное время.   Вы, наверное, замеча¬ли, как изменяется поведение вашего ребенка, когда приближает¬ся установленное время сна. Ребенок становится вялым, апатич-ным, начинает капризничать. При правильном распорядке дня фактор времени приобретает свойства условного сонного раз¬дражителя и способствует нормальному засыпанию.


Для того чтобы ребенок быстро и крепко засыпал, необходи¬мо обеспечить ему достаточную физическую активность в течение дня, пребывание на свежем воздухе. Перед сном он не должен пере¬возбуждаться. К этому могут привести бурные игры, просмотр теле¬передач, новая игрушка, внезапный приход гостей, сильная радость или огорчение и даже прием пищи. Для нормального сна ребенку нужны не только свежий воздух в комнате, чистая постель, удобная пижама, но и спокойная обстановка, ласковая мама, добрая сказка. Ему полезно перед сном принять теплый душ или ванну с успокаи¬вающими травами. Если ребенок страдает ночными страхами или боится темноты, не стоит смеяться над ним, лучше оставьте включен¬ным ночник и не закрывайте плотно дверь в его комнату.



Прогулки



Ежедневные, достаточно длительные прогулки — важней-шее средство оздоровления ребенка, условие его полноценного физического развития. Прогулки закаляют организм, развивают двигательные и познавательные возможности, являются мощным эмоциональным фактором воздействия на психику ребенка — он играет и общается со сверстниками, получая массу различной информации и приобретая опыт поведения среди других детей. 



Особенно это важно для ребенка, не посещающего дошкольные учреждения.


Если прогулка достаточна по длительности, ребенок реализу¬ет в ней около 50 % суточной потребности в активных движениях. Гулять необходимо в любую погоду!


 
Длительность пребывания на улице зависит от сезона: зи¬мой и осенью даже в ненастную погоду она должна быть не ме¬нее 3-4 часов, из них 1,5-2 следует гулять в светлое время су¬ток. Весной и особенно летом ребенок как можно больше должен находиться на свежем воздухе. Время обязательной прогулки можно разделить: первая (2 часа) — до обеда, вторая (1-2 ча¬са) — после дневного сна.



Одна из проблем, которая волнует всех мам, как одеть ре¬бенка на прогулку. Хочется предостеречь их от одной, к сожале¬нию, типичной ошибки — стремления одеть ребенка потеплее, особенно в холодное время года. Натягивая на ребенка «сто одежек», мамы, конечно, руководствуются благими намерения¬ми: «Не дай бог, простудится!» На самом деле укутанный в боль¬шое количество теплой одежды малыш лишается возможности быстро и активно двигаться, а значит, более подвержен просту¬дам. У таких детей снижается способность приспособляться к меняющимся климатическим условиям, сопротивляться воздей-ствию вредных микроорганизмов, что в свою очередь ведет к частым заболеваниям.
 
Одежда должна соответствовать времени года, погоде, возрасту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Она не должна стеснять движений, мешать свободному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздра¬жать и травмировать кожу.

Назначение одежды — поддерживать постоянную темпера¬туру тела, защищать от неблагоприятных воздействий внешней среды, ограждать организм от излишней потери тепла (поддер¬живать нормальную температуру тела) в холодную погоду, в жаркую не препятствовать теплоотдаче. Сама одежда не греет, но между нею и телом, а также в порах ткани находится воздух, ко¬торый является плохим проводником тепла. Теплопроводность ткани тем меньше, чем больше воздуха в ней заключено. К тканям с невысокой теплопроводностью относятся шерсть, мех, ватин, вельвет, трикотаж, в меньшей степени — бумазея, байка, фла-нель, синтетические ткани — поролон, синтепон. Достоинством этих тканей является также хорошая воздухопроницаемость, что позволяет обеспечивать смену воздуха, находящегося между одеждой и телом. Если температура воздуха от+3 до -3 °С и на улице слабый ветер, то одежда ребенка должна состоять из трех слоев: белья; рубашки (платья) и колготок; утепленной куртки, брюк или рейтуз. Если температура воздуха понижается до -4...-10 °С, необходимо надеть дополнительно зимнюю куртку или шубу (при трех слоях одежды).   При необходимости можно увеличить слои одежды свитером, кофточкой, жилетом из тонкой шерстяной или смешанной пряжи.


Сейчас в магазинах большой выбор детской одежды и найти ребенку соответствующую его возрасту и погодным условиям оде¬жду не составляет труда. В последнее время для шитья верхней оде¬жды широко применяются тонкая плащевая ткань с водоотталки¬вающей пропиткой и синтетические материалы: поролон, синтепон и др. Синтепон толщиной 3 мм греет не хуже, чем шерстяной ватин, а по весу гораздо легче. Изделия из него хорошо стираются, а так¬же поддаются химической чистке, быстро высыхают, при носке со¬храняют эластичность и гибкость, не мнутся, очень прочны, не по¬ражаются молью, грибками, бактериями.


Очень удобны для прогулок дошкольников комбинезоны: они практичны, хорошо сохраняют тепло и не сковывают движений. В детской одежде хорошо сочетать ветрозащитную ткань с другими тканями — натуральными и синтетическими, обладающими высоким тепловым сопротивлением. Меховые шубы, как правило, тяжелы, малогибки, затрудняют движения малыша, в них он перегревается и мало двигается.
На ногах у детей при минусовой температуре должны быть сапоги или ботинки на меху, желательно на толстой микропори¬стой подошве; при очень низкой температуре можно надеть вален¬ки. Зимняя обувь должна быть чуть больше размера ног. Тесная обувь сдавливает кровеносные сосуды, и ноги мерзнут. Слишком свободная обувь не позволит ребенку быстро двигаться, вызовет потертости ног. В сырую погоду ребенка лучше обувать в резино¬вые сапоги со стельками из ткани.


Головные уборы следует тоже выбирать по погоде: пана¬мы, кепку, косынки — летом, вязаные и меховые шапки — зимой и осенью.



Питание



Питание — один из компонентов режима дня. Напомним, что питаться дошкольникам следует  4 раза в день, промежутки между приемами пищи не должны превышать 4 часов, а калорийность и состав блюд нужно подбирать так, чтобы не только возмещать расходуемую ребенком энергию, но и обеспечивать его дополни¬тельной энергией, необходимой для создания тканей и развития всех органов и систем растущего организма.


Пища ребенка должна содержать белки, жиры, минераль¬ные соли, углеводы, витамины, воду. Однако главное, чтобы эти вещества присутствовали в пище в правильной пропорции.
 
Белки — основной источник материала для построения тка¬ней. Белки делятся на животные (молочные продукты, мясо, рыба, яйца, птица) и растительные (крупы, мука, овощи).


Жиры — источник энергии, запасаемой жировой тканью организма.  Различают животные жиры и растительные жиры (масла).


Избыток животного жира ведет к нарушениям обмена веществ. В рацион питания ребенка необходимо вклю¬чать и растительные жиры (масла).


Углеводы — основной поставщик энергии. Если углеводов не хватает, энергетические затраты покрываются за счет жиров. Если в организм поступает избыточное количество углеводов, то часть их превращается в жиры.


Избыточное потребление углеводов ведет к ожирению. Следите за тем, чтобы в пищевом рационе ребенка не было слишком большой доли углеводов. Углеводы содер¬жатся в сахаре, хлебе, крупах, картофеле.
 
В детском питании соотношение белков, жиров и углеводов должно быть представлено в пропорции 1:1:3.


О чем еще нужно помнить родителям, заботящимся о пра¬вильном питании ребенка? Необходимо учитывать повышенную потребность ребенка в минеральных веществах, вызванную тем, что рост и развитие скелета сопровождаются минерализацией. Главный элемент костной ткани — кальций. Кальций содержится в молочнокислых продуктах: твороге, сыре, молоке, а также неко¬торых растительных продуктах — фасоли, горохе, чечевице, кура¬ге, урюке, черносливе, капусте, овсяной крупе.


Для нормального роста, развития и обмена веществ орга¬низму ребенка необходимы такие микроэлементы, как фосфор, натрий, калий, магний, железо, медь, кобальт, марганец, фтор, йод. При дефиците одного или нескольких из этих веществ ребенку следует давать содержащие их препараты, продающиеся в апте¬ках. Консультацию о приеме микроэлементов вы должны непре¬менно получить у врача-педиатра.


И конечно, пища должна содержать все необходимые для здо¬ровья витамины. Они участвуют в обмене веществ, образовании ко¬стной ткани, улучшают зрение, повышают сопротивляемость орга¬низма инфекциям и т. д. При правильной кулинарной обработке про¬дуктов и сбалансированном питании физиологическая потребность ребенка в витаминах удовлетворяется без их дополнительного прие¬ма. Однако в осенне-весенний период и после любого перенесенно¬го заболевания ребенок может испытывать недостаток витаминов. В аптеках вам предложат различные витаминные комплексы, но, прежде чем их покупать, посоветуйтесь с врачом.


Вода в основном поступает в организм в чистом виде и с пи¬щей, небольшое количество воды образуется и внутри самого ор¬ганизма. Потребность ребенка в воде определяется его возрастом и весом. До трех лет ребенку на 1 кг его веса требуется 100 мл во¬ды, а более старшему — до 60 мл. Избыточное потребление воды увеличивает нагрузку на сердечно-сосудистую и выделительную (почки) системы. Поэтому очень важно контролировать количество выпитой ребенком жидкости в течение дня. Летом водообмен воз¬растает, и ребенку нужно пить жидкости больше, чем обычно.


В рацион детского питания должны входить различные сорта хлеба, всевозможные крупы, овощи, зелень, фрукты, молоко и мо¬лочнокислые продукты, мясо (в том числе куриное и телятина), рыба (особенно речная), яйца, печень, мозги. Нельзя давать ребенку жирное мясо (свинину, баранину, гусятину), содержащее большое количество жиров, которые плохо усваиваются.


В ежедневном питании детей обязательно должны присут¬ствовать не только овощи, фрукты, ягоды, но и разнообразная зе¬лень — лук, укроп, шпинат, салат, щавель, крапива и др.


При составлении меню для ребенка ориентируйтесь на коли¬чественные и качественные нормы питания, правильное соотноше¬ние белков, жиров и углеводов, а также учитывайте калорийность продуктов.


Продукты, богатые белком (мясо, рыба, бобовые), лучше да¬вать в первую половину дня (на завтрак и обед) — в сочетании с жи¬рами они дольше задерживаются в желудке, и требуется большое количество пищеварительных соков для их переработки. На ужин готовьте легкоусвояемые блюда (молочные, овощные, крупяные), так как во время ночного сна процессы пищеварения замедляются.



Десять советов родителям



Совет 1. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, разум¬но чередовать нагрузки с отдыхом.

Совет 2. Помните: нельзя сокращать время сна, требую¬щееся для восстановления физического и психического здоровья.

Совет 3. Гуляйте с ребенком в любую погоду! Игры на свежем воздухе активизируют обменные процессы, стимулиру¬ют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепля¬ют защитные силы организма.

Совет 4. Одевайте ребенка в соответствии с временем года в практичную, удобную, легкую, не затрудняющую движе¬ний одежду.

Совет 5. Позаботьтесь о полноценном, разнообразном и регулярном питании ребенка, необходимом для его роста и правильного развития.

Совет 6. Поддерживайте познавательные интересы ребенка, не оставляйте без внимания ни один его вопрос, вместе с ним ищи¬те ответы на его «почему?».

Совет 7. Беседуйте с ребенком, учитесь его слушать, развивайте речь — залог хорошей учебы в будущем.

Совет 8. Дозируйте время и информацию, получаемую ребенком при просмотре телепередач.

Совет 9. Контролируйте продолжительность занятий и условия, в которых они протекают. Не забывайте, что чем меньше ре¬бенок, тем труднее ему длительно заниматься однообразной деятельностью.

Совет 10. Чаще хвалите своего малыша, ободряйте словом, улыбкой, лаской и нежностью. Не жалейте времени на общение с ним — не отделывайтесь игрушкой или сладостями!