Страничка логопеда

18 сентября 2017 - Марина

Если во рту - «каша»
 Существует расхожее мнение - не стоит волноваться, если малыш не выговаривает несколько букв, мол, с возрастом все «само пройдет».
Но почему-то не всегда проходит. И когда
приходит время записывать ребенка в школу, «каша во рту» становится большой проблемой… На самом деле, к речи ребенка нельзя относиться легкомысленно.
Есть общие правила:
К 7 месяцам малыш должен начать «гулить»,
К 1 году – говорить простые слова «мама», «папа», «баба»,
К 3 годам – много болтать,
К 4 годам разговаривать так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние люди.
И если этого не происходит, стоит обратиться к специалисту. Ведь причины задержки речи могут быть разными – от вполне исправимой патологии речевого аппарата до серьезных заболеваний нервной системы и мозга.
Почему он молчит?
Есть дети, которые плохо говорят только потому, что с ними в семье мало общались.
Иногда причиной неразговорчивости бывает укороченная уздечка языка.
Общая физическая ослабленность организма ребенка, заболевания желудочно-кишечного тракта, перенесенные инфекционные и простудные болезни – все влияет на обмен веществ и питание мозга.
Возможно, у ребенка нарушено произношение отдельных звуков (дислалия), или наблюдаются фонетико-фонематические нарушения, когда ребенок не только неправильно произносит, но и не воспринимает звуки родного языка.
В тяжелых случаях наблюдается дизартрия – расстройство артикуляции, происходящее из-за того, что язык, губы, небо, голосовые связки, диафрагма не могут нормально двигаться. Это одно из наиболее тяжелых речевых расстройств.
     

Страничка логопеда
 Часики тик-так.

Чтобы речь ребенка была чистая и внятная, прежде всего, нужно укрепить мышцы органов артикуляции. Для этого есть много специальных упражнений, особый массаж. Их покажет вам учитель -логопед.
Для здоровых детей будут очень полезны игры с родителями, в которых нужно будет пыхтеть, рычать, гудеть, изображая то паровоз, то машину, то тигра. Высуньте кончик языка – пусть он «тикает» из угла в угол.
Погоняйте в «футбол» - язык бегает во рту, рот закрыт, работают все мышцы.
Красьте языком небо, как маляры красят потолок.
Облизывайтесь всласть, насколько языка хватает, как будто вы слизываете варенье. Все это работает на укрепление мышц языка.
Бульканье в стакане, надувание мыльных пузырей – и развлечение, и огромная польза. Это вырабатывает правильное речевое дыхание.

Проворные пальчики - хорошая речь.
 Невероятно важно развивать у малыша мелкую моторику рук. Есть четкая взаимосвязь между подвижностью и ловкостью пальчиков и речевым развитием ребенка.
Пусть ваш ребенок «бегает» пальцами по столу – одной рукой, потом обеими, то одновременно, то врозь, пусть загибает пальчики. Полезно собирать мозаику, лепить из пластилина, бросать мелкие камушки в узкое горлышко бутылки. Как бы вы не торопились, пусть малыш сам завязывает шнурки и бантики, застегивает пуговицы на одежде, засучивает рукава. Все это называется развитием мелкой моторики. И на прямую связано с мозгом и языком. По мере того, как пальчики будут становиться проворнее, его язык будет понятнее не только маме. И еще одно важное правило – не сюсюкайте с ребенком, не коверкайте слова, говорите с ним красивым нормальным языком.

 
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Упражнения для пальчиковой гимнастики
(выполняются сидя за столом).
Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).
Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди.
Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежа на столе): правой руки, левой руки, обеих рук одновременно.
Имитация игры на пианино.
«Бегают человечки» - указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук «бегают» по столу.
«Ножницы» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.
«Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.
«Футбол» - забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами.
Поочередная смена положения рук « кулак - ладонь -ребро». Выполняется сначала правой, затем левой, затем двумя руками вместе. Порядок движений меняется.
Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.
Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.
«Пальчики здороваются» - соприкосновение, по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.), а затем «крепкое рукопожатие» -надавливание подушечек пальчиков.
«Кулак - кольцо» - пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой - по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.
 

Страничка логопеда
Одиннадцать простых советов логопеда родителям

НАЧНЕМ С ВАС
Даже если вы молчаливы от природы - всё равно говорите с малышом. Ребёнок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами!

 ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
Озвучивайте любую ситуацию - но если вы видите, что ребёнок видит и слышит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребёнок чрезмерно активный.
Если ваш ребёнок плохо и мало говорит, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

ГОВОРИТЕ ЧЁТКО
Говорите чётко, внятно проговаривая каждое слово. Дети чутки к интонации; каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.    
НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребёнка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
Если вы видите, что ребёнок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, чётко, выразительно.
СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ
Поддерживайте желание ребёнка вступить с вами в контакт, его стремление общаться! В те моменты, когда вы говорите с ребёнком, исключите другие раздражители (громкую музыку, телевизор) и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя.
УЧИТЕ В ИГРЕ
Учите детей диалогу. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребёнку надо ответить на вопрос, обратиться к вам, добавить, продолжить предложение. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЕГО ЖЕЛАНИЙ
Некоторые родители пытаются угадать желания своего малоговорящего ребёнка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у ребёнка нет необходимости произносить что-либо - достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребёнка на стадии жестового обращения. И хотя жест - это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.
ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ РЕЧИ
Обратите внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев руки. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, игры с мелкими предметами - всё это поможет развитию речи; а в будущем - и письму.
БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ
Если ваш ребёнок неверно произносит какой-либо звук, не сердитесь. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы ! Он учится на собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с вашим. Он обязательно повторит за вами, когда придёт время.
ЧАЩЕ ХВАЛИТЕ
Не забывайте радоваться его успехам, чаще хвалите своего ребёнка!


 Страничка логопеда
Игры на развитие памяти: играем дома

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысление собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. А информация от органов чувств была бы бесполезна, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Память многолика. Основу её составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию (природная память). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Интенсивное её созревание происходит до 7 лет, а в дальнейшем может затормозиться из-за ряда нервных болезней, при переутомлении ребёнка.
Однако природа мудра. Каждый человек, какими бы слабыми способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счёт разнообразных приёмов запоминания, способов обработки информации. Эти приёмы своего рода надстройка над природной памятью - культурная память. Чем сильнее природная память и более развита культурная, тем больше и точнее, быстрее и надёжнее запоминает человек.
Выделяют долговременную память (информация хранится всю жизнь) и кратковременную память (хранение информации от нескольких секунд до нескольких минут).
По способам получения информации от разных органов чувств выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. В зависимости от того, какую информацию человек запоминает - выделяют так же память на слова, образы, движения, эмоции, чувства, расположение предметов в пространстве…
Дошкольное детство – эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти. Ребёнок запоминает всё яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Только к 6-7 годам, с появлением произвольного внимания, появляются и элементы произвольной памяти (ребёнок  самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить). Поэтому ребёнку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания, так как это является одним из главных условий успешной адаптации ребёнка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Ниже, приведены примеры игр, заданий и упражнений, которые помогут родителям не только заполнить досуг ребёнка, но и развивать его природную и культурную память:
просите малыша пересказывать сказки, стихи, которые вы читаете;
рассказывать вечером, какие звуки (предметы, запахи) он слышал (видел, ощущал) за день (или за какой-то промежуток времени, например, пока ужинал);
пересказывать события в мультфильме, который он смотрел вчера (при этом нужно вспоминать, кто из героем что говорил, что делал);
смотреть на любой предмет в течение 30 секунд, а затем либо нарисовать, либо словесно описать его.
Играйте в следующие игры:

«Чего не стало?» (с 3-х лет)

Поставьте перед малышом 4 игрушки. Попросите  посмотреть на каждую, сказать, как называется. Затем малыш должен закрыть глаза, а вы в это время убираете одну игрушку. После ребёнок должен открыть глазки, и назвать, какой игрушки не стало.

«Слова» (с 4-х лет)

Задание 1: «Сейчас я назову тебе слова, слушай внимательно и постарайся их запомнить. ВНИМАНИЕ! Слон, телевизор, заяц, шкаф, курица, мышь, волк, диван, медведь, кресло. ПОВТОРИ!»

Задание 2: «Как ты думаешь, можно разделить эти слова на группы?  На какие?»

Мы должны подвести ребёнка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом  перечисли предметы мебели…»

Задание 3: «Перечисли все слова ещё раз».

«Вкус и запах» (с 4-х лет)

Задание 1: «Представь лимон (апельсин, банан). Какой он на вкус? Вспомни, как он пахнет? Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон (апельсин, банан) в руке. Что ты чувствуешь?»

Задание 2: «Нарисуй лимон (апельсин, банан)».

Задание 3: Просим ребёнка закрыть глаза, и даём попробовать на вкус кусочек какого-либо фрукта  или овоща, просим угадать по вкусу, что он пробовал.

«Геометрические фигуры» (с 4-х лет)

Из картона вырезать круг, квадрат, треугольник. Разрезать каждую фигуру на несколько частей.

Задание 1: ребёнок собирает из частей круг, треугольник, квадрат. Если задача решена, то можно двигаться дальше.

Задание 2: «закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем – треугольник и квадрат».

Задание 3: «Расскажи, какую фигуру было легче собирать. Почему ты быстрее собрал круг, нежели квадрат? Ты старался  как-нибудь запомнить те части, из которых ты собирал фигуры? Расскажи, как ты запомнил эти части?»


«Гуляем по зоопарку» (5-6 лет)

«Представь, что мы в лесу, зоопарке! Я буду называть тебе птиц (насекомых, рыб). Ты должен вспомнить тех, кого я пропустил.

Задание 1: «Назови всех птиц (насекомых, рыб), каких ты знаешь». Для выполнения этого задания можно воспользоваться рисунками.

Задание 2: Картинки убираются. Просим вспомнить тех птиц (насекомых, рыб), которые были названы в начале игры.

«Запоминаем отвлечённые образы»(в 5-7 лет)

Задание 1: попросить ребёнка посмотреть на рисунок и запомнить то, что на нём нарисовано. Потом убрать рисунок и предложить воспроизвести то, что запомнил. Показать рисунок ещё раз. Убрать. Пусть ребёнок дополнит свой рисунок.

Задание 2: попросить ребёнка внимательно посмотреть на фигуры, изображённые на рисунке, а затем перерисовать их в том же порядке. Затем уберите лист с заданием и рисунком ребёнка. Попросите малыша воспроизвести свой рисунок на память, а потом сверить его с прежним рисунком.

«Фигуры  из спичек» (5-7 лет) Разложите  спички на столе и  накройте их листом бумаги, затем, подняв его на 1-2 секунды, покажите ребёнку полученную фигуру. Попросить ребёнка выложить такую же фигуру по памяти. Снимите листок со своей фигуры, чтобы ребёнок сверил свою фигуру с вашим образцом.

По мере повторения игры добавляйте количество спичек, доводя до 10, можно добавлять и цвет.

«Отложи картинку» (с 5 лет)

Разложите перед ребёнком 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус чайник, самолёт, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т. д.).

«Я назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи её в сторону».

Затем называйте первое слово, только после того, как ребёнок отложит картинку, называйте второе и т.д. Далее ребёнок должен воспроизвести слова. Для этого он берёт по одной из отложенных в сторону картинок и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

Примерный набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта.


 Страничка логопеда
Игры со стихами.


Заучивание стихов требует активной работы ума. Если ребёнок быстро выучил стихотворение, то это показатель силы его памяти. Однако стихи  - это такой редкий материал, который учит ребёнка чувствовать слово, вслушиваться в интонацию, представлять настроение автора, сопереживать. Проделайте следующую работу со стихотворным материалом.
 «Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!

БОБЁР
Посмотри-ка на бобра:
Без пилы, без топора
Валит он в лесу осину –
Строит в заводи плотину!
Зубы крепкие бобра
Поострее топора.
Н. Костарев

Задание 1: «Скажи, что делает бобёр? Зачем он это делает?»
Задание 2: Можешь ли ты нарисовать то, о чём говориться в стихотворении? Нарисуй!
Примечание: Помогите ребёнку при рисовании. Можно и нужно обсуждать любые вопросы, связанные с темой. Постарайтесь при этом не повторять стихотворение слишком часто. Когда рисунок будет закончен, спросите ребёнка:
Расскажи, что ты нарисовал?
Расскажи, что бобёр делает?
Зачем бобёр строит плотину?
После вопросов-ответов начинайте учить стихотворение. Это окажется простым делом, так как ребёнок уже прочувствовал информацию. Обратите внимание на то, сколько раз вам пришлось повторять стихотворение. Если потребовалось менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти ребёнка«Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про осень. Слушай внимательно.
 
 ЕЩЁ РАЗ ПРО ОСЕНЬ
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.

Задание: «Постарайся мысленно представит эту картину: листья жёлтые, птицы улетают, дождь…
Представил? А теперь вспомни, как про это сказал поэт. Нарисуй то, что ты представил.



 Готов ли ваш ребенок к школе?
Советы учителя-логопеда


Многие родители думают, что если ребенок перед школой умеет писать, читать и считать, то успешное обучение ему обеспечено. Но зачастую читающий, пишущий и считающий ребенок, который легко и уверенно приступает к учебе, неожиданно начинает снижать свои успехи. Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребенка были развиты такие процессы как речь, память, внимание, мышление, воображение, тонкая моторика.

Вот некоторые тесты, с помощью которых вы можете проверить готов ли ваш малыш к этапу школьного обучения. Чем больше заданий малыш сделает без ошибок, тем лучше он подготовлен. Обязательно обратите внимание, какие задания вызывают трудности у ребенка.

Речь.
 К 6-7 годам речь ребенка должна быть связной и логичной, с хорошим словарным запасом. Ребенок должен правильно слышать звуки  и правильно произносить звуки родного языка. Хорошее развитие речи – главное условие успешного овладения письмом и чтением. Ниже приведены упражнения, которые помогут определить развитие речи у ребенка.
Назови все изображенные на рисунках предметы. Показать ребенку картинки, в названии которых есть звуки С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Р, Л, Ч.
Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук: К-к-г-к, д-т-д-д, р-р-л-р, п-п-п-б.
Подбери слова противоположные по смыслу:
быстро – медленно, молодой – …, горячий – …, толстый – …
Объясни значения слов: валенки, гармонь, фонарь, телевизор
Послушай рассказ и постарайся его запомнить. Прочитать ребенку небольшой рассказ и предложит ответить на вопросы: Про кого этот рассказ? Что случилось с героями рассказа?
Еще одним важным компонентом готовности к школе является  владениезвуковым анализом. Следующие задания помогут вам определить развитие данного компонента у вашего ребенка:
Определи  количество слогов  в слове (количество звуков).
Определи заданный звук на слух. Например: в слове  «катер» определить 3-й звук. Назови общий звук в словах.
Например: кот – рот – пот
Определи количество слов в предложении.  Например: Мама купила сок и хлеб. (5 слов)
Составь предложение с заданным словом. Например, составить предложение со словом «море», «дом» и т. д.
Память. Малыши запоминают много различной информации. Достаточно несколько раз  прочитать стихотворение и ребенок уже сможет рассказать его наизусть. Но, нужно знать, что память маленького ребенка непроизвольна, то есть он запоминает то, что ему интересно, не ставит перед собой никакой конкретной задачи, связанной с запоминанием.
К поступлению в школу подходит время произвольной памяти. Теперь важно запомнить не только то, что интересно, но и то, что нужно для обучения.
Задания для определения уровня развития памяти:
Внимательно посмотри на картинки  и постарайся  запомнить все предметы и назвать их. (в течение 1 минуты ребенку предоставляется 8-10 цветных картинок).
Посмотри на фигурки и постарайся их запомнить.
 Нарисуй точно такие же (фигурки закрыть листом бумаги).

Попросите ребенка повторить слова в любом порядке: ШАР, КОТ, ЛЕС, ОКНО, ГРИБ, ЧАСЫ, ВЕТЕР, СТОЛ, ОЧКИ, КНИГА. Так же можно предложить ребенку запомнить и повторить предложение или небольшое стихотворение.
Запомни ряд цифр и повтори его (Показать ребенку цифры в течение 10 секунд (5,3,9), потом закрыть листом бумаги)
Мышление. Часто мы смеемся, когда слышим смешные рассуждения малышей о каких-то вещах, приборах, событиях. Но и такие рассуждения являются умением анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, то есть мыслить.
Назови группу предметов одним словом (устно или с помощью картинок)
Капуста, лук, морковь, огурец (овощи);
Сапоги, тапочки, туфли, кеды (обувь);
Медведь, лиса, белка, еж (дикие животные).
Назови предмет, который не подходит к остальным. Объясни, почему он лишний. (Устно или с помощью картинок)
Береза, ель, дуб, ромашка
 Шкаф, телевизор, стул, диван
Машина,  поезд, автобус, лыжи
Найди закономерность.  Дорисуй в пустой клеточке подходящие фигуры:

Послушай рассказ и ответь на вопрос.
Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена?
Алеша и Миша читали стихи и сказки. Алеша читал не сказки. Что читал Миша?
Составь рассказ по серии сюжетных картинок (выделение причинно-следственных связей)
 Внимание. Младший школьник должен уметь сосредоточить свое внимание не только на объяснениях учителя и выполнении заданий, а так же в течение всего урока
Задания:
1. Найди и назови все числа по порядку от 1 до 10

 Зачеркни все буквы А:


Воображение.  Воображение играет большую роль в усвоении школьных знаний. Слушая объяснения учителя, малыш должен  уметь представлять ситуации, образы с которыми он не сталкивался в обычной жизни, не существующие в действительности.
 Дорисуй картинку

Посмотри на картинки. Попробуй придумать рассказ, в котором будут участвовать все герои  с картинок. Ребенку предоставляются 5-6 картинок с изображениями животных, предметов, игрушек и т.д.
 Преврати фигуры в интересные предметы

Тонкая моторика. Тонкая моторика – это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. При хорошем развитии кисти руки ребенок будет писать красиво и легко.
Продолжи рисовать узоры, не отрывая карандаш от бумаги
 
Внимательно слушай и рисуй узор от точки (на листке бумаги в клетку). 
Поставь карандаш на точку, рисуй линию – одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай узор самостоятельно.
Если результаты вашего ребенка оказались не достаточно высоки, обязательно позанимайтесь дополнительно, или обратитесь к специалистам.

Если вы видите, что ребенок не достаточно овладел звуковым анализом, имеет нарушения звукопроизношения — незамедлительно обращайтесь к логопеду. Если недостаточно развиты познавательные процессы или страдает эмоционально-волевая сфера — проконсультируйтесь у психолога, возможно, вашему ребенку необходимы коррекционные занятия.











































 Страничка логопеда
Игры и речевые упражнения для развития речи ребенка


Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной.
К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно
они являются причинами дисграфии и дислексии.

Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, - ребенок умеет читать и писать, поступил в школу подготовленный.

Что же было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка? А дело в том, что, например, наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Родители забывают, что все надо делать поэтапно, и для того чтобы ребенок удачно овладевал грамотой, надо хорошо освоить устную речь. Это можно сравнить со строительством дома. Какой дом долго простоит без фундамента?

А для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:
Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. Он может быть соматически ослабленным, возможно целесообразно проконсультироваться у невролога и у других узких специалистов. Если что-то беспокоит в речевом развитии ребенка стоит обратиться за консультацией к логопеду и не стоит ждать, когда ребенку исполниться 5лет, а то и 7лет.

Нельзя сводить проблему формирование речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они  стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития.

Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного развития, в том числе и речевого, то есть хорошего «фундамента» такого как чистое звукопроизношение, хороший лексический запас, сформированный грамматический строй речи, развитый фонематический слух (т.е. речевой слух). Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

 Так же надо осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Потому что практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, это касается фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него. Так в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом, требующим серьезной работы по его исправлению.






 Страничка логопеда
ПОИГРАЙСО МНОЙ

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу рабочего дня усталость, можно порекомендовать такие игры, в которые возможно играть пока вы работаете на кухне, идете в магазин или из детского сада.
  Например, игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он поможет вам и потренирует свои пальчики.
«Волшебные палочки». Дайте ребенку счетные палочки или спички. Пусть он выкладывает  из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Это развивает не только мелкую моторику рук, что уже хорошо для развития речи, но и развивает фантазию, воображение, наглядно-образное мышление.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря:
«Угощаю». Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Ищем слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
«Опиши предмет». Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

Можно играть с целью развития грамматического строя речи:

«Приготовим сок». «Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

«Один - много». «Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

«Чей, чья, чьё». Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.

«Упрямые слова». Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.


Игры на развитие фонематического слуха:


«Повтори правильно». Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка - мишка  и т. д.

«Придумай слово». Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

«Хлопаем в ладоши». Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и т. д.
   

Страничка логопеда
Когда и как начинать учить детей
слышатьи различать звуки?

Учить малыша слушать и выделять звуки можно, начиная с 3-3,5 лет. Необходимо развивать фонематический слух – умение слышать и выделять отдельные звуки в словах.Как это делать?
Упражнение 1. Ловим звук
Очень веселая игра, которая наверняка понравится малышу. Поиграть в нее можно и дома, и на улице. Играют минимум двое – мама и малыш, но можно привлечь и друзей по детской площадке.
Начинаем мы со сказки.
«Жил был звук "м" (начинать лучше с простых звуков, йотированные – "е", "ю", "я", "е" – пока пусть не участвуют в игре, так же как "й", мягкий и твердый знаки). И был очень непослушный: сбежал из Азбуки и пошел гулять по белу свету. А как же жить без "м"? Ведь не будет ни молока, ни мороженого, и даже мама может исчезнуть. Будем его ловить. Как только услышишь звук "м" в слове – сейчас же хлопай в ладоши».
Далее родитель начинает произносить слова со звуком М и без него. Сначала медленно, затем все быстрее. Сначала коротенькие слова, затем длинные. А закончить игру можно любым стишком: мама читает стих, амалыш «ловит» звук «м».В следующий раз придумайте новую сказку, про другой звук.
Упражнение 2. Бусы из слов
Это всем известная игра в слова. Она не только научит слышать и вычленять звуки, увеличит словарный запас, но и спасет вас в скучной очереди в поликлинике или долгой поездке.
Итак, вы говорите слово, малыш придумывает свое, начинающееся на последнийзвук вашего: абрикос – самолет – танк – кошка...
Постепенно усложняйте игру: придумывайте слова на тему: «Животные», «Еда», «Одежда».
Упражнение 3. Начало, середина, конец
Эта игра не только учит слышать звуки, стоящие в разных местах в слове – начале, середине, конце, но и тренирует внимание.
Сначала загадываем какой-нибудь звук, например «т».
Объясняем малышу правила игры: если он услышит звук в начале слова, то хлопнет в ладоши один раз, в середине – два раза и в конце – три.
Мама начинает называть слова с выбранным звуком так, чтобы он был и в середине, и в начале, и в конце слова: Трактор, самолеТ, моТор и т. д.
Задание можно усложнить. Дайте малышу три карточки (красную, синюю и зеленую) и объясните, что теперь, услышав звук в начале слова, он покажет красную карточку, в середине – синюю, в конце – зеленую.
 

 

 

 


Страничка логопеда
Когда обращаться к логопеду

 Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач.
2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка появляется гуление и лепет. Молчание ребенка должно вызывать тревогу у родителей.
9-10 месяцев. Формируется понимание речи взрослых и первые слова. Но в этом возрасте ребенок реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
11-12 месяцев. Появляется реакция на сами слова, уже вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации.
1-1.5 года. Развивается ситуационная речь ребенка. Одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки. Ребенок часто путает звуки, искажает их.
1.5-2 года. Период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Слова носят уже обобщенный, а не ситуационный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи для подражания. Мозговые клетки максимально готовы усвоить слова и правила их сложения во фразы.
2-3 года. Формирование грамматического строя речи, накопление словарного запаса (к 3-м годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов). Если к 2.5 годам ребенок не строит фраз, то необходимо обратиться к логопеду.
В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии.  Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно.
К 5-ти годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все звуки речи!
Любую мать, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается ее ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалисту, "пока еще не поздно"?  Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска, они должны быть обязательно   проконсультированы детским психологом и логопедом.
Этапы развития детской речи от 0 до 1 года.
Итак, к концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует  на общение  с ним:  перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.
2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное "ротовое внимание", в 8 же недель - закономерная улыбка.
3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, "гукание".Такие звуки возникают  как реакция на  улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
4 месяца. Появляется первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.
         5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, "поет", меняя интонацию голоса.
6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
7 месяцев.  Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
8 месяцев.  Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи - лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба,  да-да, па-па и т.п.  В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.
9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в "ладушки".
10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 "лепетных слова" (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.
11 месяцев. Использует уже как минимум 3 "лепетных слова", понятных в конкретной ситуации.
1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает  отдельные слова, соотносит их с сопровождаемые жестами ("поцелуй маму", "где папа?", "дай ручку", "нельзя").
 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий