ПРОЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

5 июня 2016 - Муляр Н. А.
article311.jpg

 

Паспорт проекта

Автор проекта: Муляр Наталья Анатольевна. Воспитатель I квалификационной категории  МБДОУ «Детский сад  №28 «Рябинушка».

Место реализации проекта:  МБДОУ «Детский сад№28 «Рябинушка».

Тема проекта: Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Классификация проекта: групповой.

Целевая установка: интегративный

Срок реализации педагогического проекта: долгосрочный, со второй младшей группы (1 октября 2015 года до подготовительной группы).

Вид проекта: практико-ориентируемый

Участники проекта: дети второй младшей группы, педагоги, родители.

Проблема: Недостаточно развита моторика рук и уровень развития речи детей.

Актуальность. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.

Актуальность использования Су–Джок терапии в педагогическом процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:

- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

- во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Одно из направлений нашей педагогической деятельности в рамках проекта “Здоровьесберегающие технологии в работе педагога ” - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием су-джок терапии в процессе коррекции речи. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.

     В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)

     Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Вследствие чего нами была выдвинута гипотеза,  что  если систематически использовать приемы Су-джок терапии в непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно,  и,  возможно сократятся сроки коррекционной работы. 

Новизна: данного проекта связана с новизной самого метода Су Джок терапии, разработанного в конце ХХ века и впервые опубликованного его автором, профессором Пак ЧжэВу в 1986 г. (Ч.В. Пак, 1991). 

Основание для разработки проекта: внедрение инновационных методов с детьми, имеющими речевые нарушения.

Цель: коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии

Задачи проекта:

Задачи для педагогов:

• научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке;

• показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики при помощи Су-Джок терапии; 

• познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

• развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

• создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

-Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.

-Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

- нормализовать мышечный тонус, симулировать речевые области в коре головного мозга;

- использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи;

- содействовать снижению двигательной  и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус;

- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать память, внимание.

 

Формы взаимодействия педагогов с детьми:

Содержание работы

срок

ответственные

·        Пальчиковая гимнастика

·        Рассказывание сказок

·        Заучивание стихов на автоматизацию нарушенного звука

·        Совершенствование навыков пространственной ориентации

·        Совершенствование лексико-грамматических категорий

·        Совершенствование навыков употребления предлогов

В течение всего проекта

Воспитатели:

Н.А. Муляр

О.Н. Милютина

 

 

Формы взаимодействия педагогов с родителями:

мероприятие

срок

ответственные

Анкетирование родителей

Создание буклетов для родителей «Пальчики играют – речь нам развивают»

Консультация «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях.

Мастер-класс «Наш дружок – Су - джок»

2. 10. 2015г.

15.01.16г.

 

3.10. 2015 г.

 

В течение всего проекта

15.01.16г.

 

 

Воспитатель:

Муляр Н.А.

 

 

Формы взаимодействия с коллективом:

мероприятие

срок

ответственные

 

Мастер - класс«Шариками играем – речь развиваем»

Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми дошкольного возраста»;

 

14. 01. 2016г.

 

03.02.2016г.

 

 

Воспитатель: Муляр Н.А.

Предполагаемый результат:

Дети:

• проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

• увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

• возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

• дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

• у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Родители:

• родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

• родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

В результате использования Су-джок терапии мы ожидаем:

  • благоприятное воздействие на весь организм;
  • стимуляция  речевые зоны коры головного мозга;
  • развитие координация движений и мелкой моторики;
  • развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
  • Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
  • Скорректируется речь с движением.

Продукт проекта:

-Конспект НОД по речевому развитию «Игрушки», по формированию математических представлений «Поможем ёжику», по физическому развитию «Минутки здоровья с Су Джок терапией», показ сказок с использованием шарика Су Джок.

-Картотека игр для родителей и воспитателей

-Презентация проекта для педагогов ДОУ, мастер класс «Шариками играем – речь развиваем»

-Консультация для родителей: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений», Мастер-класс «Наш дружок – Су - джок»

- Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»

План проекта: (составление плана деятельности по достижении цели)

 

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.Изучение методики «Су – Джок»

2.Создание условий для внедрения метода «Су – Джок»:

·        Подбор материала для внедрения данного метода.

·        Приобретение шариков «Су – Джок»

15.09.2015г. – 6.10.2015г.

7.10.2015г. – 13.10.2016г.

Воспитатели:

Муляр Н.А.

2. Основной этап

 

 

Совместная деятельность с детьми:

Взаимодействие с родителями:

Взаимодействие с педагогами:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществление проекта

Обучение детей в режимных моментах:

- использование  шариков Су Джок для повышения иммунитета, развития мелкой моторики и речевого развития;

- массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов;

- самомассаж прищепками для повышения иммунитета и развития мелкой моторики;

Использование  упражнений и массажа:

-в непосредственно-образовательной деятельности, как физкультминутки,

- перед непосредственно-образовательной деятельностью в форме психологических пауз;

- на прогулках в подвижных играх и спортивных упражнениях;

- на гимнастике;

Самостоятельная деятельность детей

Ежедневный массаж шариками и колечками «Су Джок»

1.           Родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»;

2.           Оформление сборника материалов для родителей по «Су-Джок»

3.           Создание мини – сайта

4.           Консультация «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

5.  Индивидуальные консультации по применению Су – Джок терапии в домашних условиях.

 

 

1.  Рекомендация для педагогов «Здоровьесберегающая технология «Су –Джок терапия» с детьми дошкольного возраста»;

2. Мастер-класс для педагогов «Шариком играем речь развиваем»

 

 

 

3. Завершающий этап

 

Мероприятие

 

Сроки

 

ответственные

1.Подведение итогов работы:

·        Анкетирование родителей

·        Сбор фотоматериалов

2. Открытое мероприятие.

 3. Презентация

 4.  Публикация проекта на сайте         детского сада

 

21.04.2016г.

 

19.02.2016г.

17.04. 2016-2017г.

 

Воспитатель:

Муляр Н.А.

 

Пути реализации су-джок терапии во второй младшей группе «Веселинка».

Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.

Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

Работа с родителями (собрание-практикум по использованию су-джок терапии, консультирование)

Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

Для реализации задач используем следующие направления иформы работы:

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);
  • совершенствование лексико-грамматических категорий;
  • совершенствование навыков пространственной ориентации.
  • упражнения для развития общей и мелкой моторики.

     В процессе использования упражнений  Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:

1. Взаимодействие со сказочным персонажем.

Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя су-джок.

2. Словесные приемы:

Потешки, прибаутки, стихи, сказки, пальчиковые игры.

3. Игровые приемы.

Занятие-игра, игровые упражнения.

4. Наглядные приемы.

Схемы.

Иллюстрации.

5. Практические действия.

Массаж кистей, стоп и пальцев.

Су-джок терапию проводим поэтапно.

I этап.

Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.

II этап.

Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап.

Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

     При организации работы по су-джок терапии  мы придерживаемся следующих требований.

Мотивационное обеспечение: привлекаем тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам).

Эмоциональное сопровождение:

  • атмосфера эмоциональных положительных эмоций;
  • доброжелательный настрой;
  • заинтересованность логопеда в успехах детей;
  • собственные эмоциональные проявления и детей, и взрослых.

Особенности взаимодействия с детьми: обеспечения понятного, интересного мотива деятельности.

Вариативность использования в педагогической работе разнообразных методов и приемов развития ручного праксиса и стимуляция систем соответствия речевых зон по су-джок позволяет добиться следующих преимуществ:

  • сократить сроки коррекционной работы;
  • повысить качество работы;
  • снизить энергетические затраты;
  • наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.        

 

Вывод:

По истечении, хотя и не большого срока проекта у детей повысилась речевая активность - это проявилось в  разучивании стихов, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же повысился интерес к дидактическим играм лексико – грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.

Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

По данным анкеты родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях. А мы в свою очередь продолжаем использовать су – джок терапию  в непосредственно-образовательной деятельности, как индивидуально, так и фронтально, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности.

 

Список литературы

1.Быстрова Т. А.,  Сизова Э.А. Логопедия в диалогах.-СПб,2004

2.Воробьева Т.А.,  Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

3.Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников.-М.,1981

4.Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

5.Крупенчук О.Н. Пальчиковые игры.-СПб,2005

6.Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.

7.Успенская Л.П. ,Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить.-М.,19911. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

8. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.

9. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.  

11. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008 – С. 32.

12. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О. А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94

13. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008 – С. 160

14. Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий