Проект «Кинезиология в среднем дошкольном возрасте».

25 ноября 2016 - Муляр Н. А.

 Актуальность проблемы. Давно не секрет, что в современном обществе  сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии.  Общество стремительно  развивается, технический прогресс  развивается еще быстрее, а здоровье детей  - нашего будущего, ухудшается с каждым годом. В настоящее время приемлемым  считается, развитие ребенка на нижней границы нормы.  Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности  обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается.

Многие проблемы ребенка, возникновение которых  приписывается социальным факторам (плохое настроение, повышенная тревожность, отклонения в поведении и т.п), могут быть следствием недостаточной работы мозга.Основная причина, которой  низкий уровень нейродинамики (низкий тонус мозга).

Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формой такой работы может  стать кинезиологическая  гимнастика.

Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшает мыслительную деятельность, память и внимание.

Теория  возникновения.

Название «кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis), «движение» и «логос» (logos), «наука». «Кинезиология» - это наука о движении, о движении мышц.

Кинезиология базируется на особенностях функциональной асимметрии полушарий мозга человека, благодаря которой возможно гармоничное развитие обоих полушарий.

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение, которая существует довольно давно. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

 Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Поэтому для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. 

Согласно концепции А.В.Семенович, любая психическая функция левого полушария сначала формируется в правом и лишь позже дублируется, перемещаясь в левое. Например: пространственные представления, зрительное восприятие (правое полушарие) - это условие для развития речи, логики, анализа (функции левого полушария). 

Работы В.М.Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г.Лурия, Н.С. Лейтеса доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

 Для этой цели разработаны специальные упражнения: двигательные, дыхательные, растяжки, пальчиковые игры и т.д. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Поскольку при нарушениях развития, мозг изначально формируется в дефицитарных условиях, практически у всех таких детей страдают функции, связанные с левым полушарием, то есть речь, произвольная регуляция деятельности. Однако эти нарушения носят вторичный характер по отношению, к недостаточности функционирования стволово-подкорковых структур и правого полушария мозга. Таким образом, коррекционную работу с такими детьми, мы начинаем с воздействия именно на эти зоны мозга, выражающегося в нормализации общей активности, развитии эмоциональной сферы и движения.

Единство головного мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие мозолистого тела происходит у детей до 7-8 лет. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий ( правое – гуманитарное, левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную активность детей.  Межполушарное взаимодействие возможно развивать при  помощи специальных  кинезиологических  упражнений, таким образом стимулируя интеллектуальное развитие.

Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, формируют пространственные представления. Занятия способствуют развитию двигательной сферы, гармонизируют работу головного мозга.

 

Паспорт проекта.

Цель проекта: Способствовать  гармоничному умственному развитию дошкольников.Развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания, речи.

В апробации данного проекта примут  участие: дети средней группы, воспитатели родители детей.

Сроки проведения: октябрь 2016 г. – апрель2017г. 

Ставим первый проблемный вопрос: выработать стратегию, позволяющую улучшить работу головного мозга (используем физические упражнения, дыхательную гимнастику).

Вторым проблемным вопросом является формирование образовательной среды и методического комплекса, которые позволяют развивать умственные способности детей не нарушая законов и этапов психофизического развития.

На основе проблемных вопросов мы выработали требования к методическому комплексу. Он должен опираться на основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игру; учитывать возрастные особенности психических процессов дошкольников.

Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует к детской стрессоустойчивости к обучении к школе. Занятия направлены на преодоление патологическихсинкенизий, устраняют дезаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

Условия реализации проекта следующие:

1.  Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

2.  Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3.  От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4.  Упражнения проводятся стоя или сидя

5.  Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Воспитатель следит за правильностью выполнения заданий.

 Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Этапы реализации проекта.

I этап – организационно-подготовительный

1.     Подбор программно-методического обеспечения.

 За основу была принята развивающая кинезиологическая программа А.Л. Сиротюк.

2.     Обучение педагогов.

 Идея проекта будет донесена до педагогического коллектива в рамках педсовета. Будет организован игровой тренинг, на  котором педагоги на практикеовладеют кинезиологическими упражнениями и смогут включать их в педагогический процесс.

3.     Пополнение и модернизация развивающей среды.

Будет сделана методическая подборка кинезиологических упражнений  и развивающих игр.В группах будут организованы уголки для развития мелкоймотирики кистей рук.

4.     Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.

Мы считаем, что оптимальным является методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия: проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь», степень сохранности примоторной зоны, проба на пальцевыйгнозис и праксис, исследование орального праксиса, речевой вариант пробы Хеда, ритмы.

5.     Работа с родителями.

 На собрании мы ознакомим родителей с проектом, расскажем о значимости кинезиологических упражнений. Предложим родителям самим освоить данные упражнения. Раз в месяц в родительский уголок будем ставить  информацию о новом комплексе и приглашать на встречу для овладения им.

II этап – Рефлексивно-диагностический.

1.     Анализ профессиональной компетентности педагогов.

 Педагоги провели самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.

2.     Определение уровня развития межполушарного взаимодействия у детей.

В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата.

 

III этап – Практическая реализация проекта.

Вид работы

Где реализуется

Растяжки

 Дыхательные упражнения

Глазодвигательные упражнения

Телесные упражнения

Упражнения для развития мелкой моторики  Релаксационные упражнения

 

- Игра в уголке с занимательными упражнениями.

- Использование элементов из кинезиологических комплексов в других видах деятельности.

- свободная деятельность

                     ↕                                                                          ↕

Система реализации проекта

                     ↕                          ↕                                    ↕

Работа с родителями

Работа с педагогами

Обеспечение творческой направленности

1. Наглядная информация в родительском уголке

2. Тематические родительские собрания

3. Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям.

4. Индивидуальные консультации

1. Тематический педсовет

2. Самообразование

1. Накопление и обобщение педагогического опыта

2. Функционирование уголков занимательными упражнениями

                                           План внедрения кинезиологической программы

Основные направления

Месяц учебного года

Месяц учебного года

Месяц учебного года

Месяц учебного года

Месяц учебного года

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

1

Формирование пространственных представлений

Д/и «Карточки»

Д/у «Подними правую (левую) руку»

Ду «Возьми предмет»

Д/и «Мое место»

Д/у «Где находится предмет»

Д/и «Холодно-горячо»

Д/у «Задания»

стр.28

Д/и «Лабиринт»

Д/у «Задания»

стр.29

 

Д/и «Осьминож

ки»

Д/и «Клад»

2

Межполушарное взаимодействие

«Кулак-ребро-ладонь»

с 34

«Ухо – нос» с 35

 

«Кулак-ребро-ладонь»

с 34

«Клешня краба» с 38

 

 

«Рисующий слон»

с 37

«Замок»

с 36

 

«Зеркальное рисование»

с 37

«Ухо – нос»

с 35

 

«Лягушка»

с 36

«Носик – художник»

с  38

3

Общая моторика и развитие саматогностичес-

ких

функций

«Растяжки по «осям» (верх-низ)

«Растяжки по осям»

(лево – право)

«Растяжки по осям»

(перекрест-

ные)

«Растяжки по осям»

(все вместе)

«Дерево»

4

Самомас.

лица

Самомас. рук

Самомас. ушей

Самомас. ног

Самомас. тела

Самомас. тела

5

Перекрестные движения

«Горизонтальная восьмерка»

стр.35

«Перекрест-

ные движения»

Выполнять перекрест-

ные скоординированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад)

стр.36

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

стр.40

Ходьба с похлопыва-

нием себя по коленям, левой по правому, правой по левому

Лежа на полу коснуться локтем колена;

левым правой ноги, правым – левой ноги

6

Артикуляционная моторика

Движения челюстью в разных направлениях

Движения языком, как щелканье, цоканье, посвистывание

Движения языком в определен ной последова-тельности,

стр.40

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Движения рук совмещать с движения ми  языка.

Язык двигается за рукой стр.40

 

«Ползание на четвереньках, руки – крест – на крест»

Движения рук совмещать с движения ми  языка.

Язык двигается в противопо-ложнуюстророну»

7

Мимические движения

«Рожицы»

Вытягиваем губы трубочкой

«Рожицы»

Широко открываем рот

«Рожицы»

Выдвигаем язык

«Рожицы»

Хмурое сдвигание бровей

 

«Рожицы»

Улыбка

8

Мелкая моторика

Раскатывать на доске маленький комочек пластилина   по очереди пальцами левой руки.

«Пальчики здороваются» с 16

«Зайчик –кольцо» с17

«Колечки»

с 18

«Колечки с усложнением»

с 19

 

 

Брать пальцами правой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

«Поклон пальчикам»

«Карандаши»

 с 19

«Цветок»

с21

 

Брать пальцами левой руки спички из коробка и складывать их рядом, не сдвигая руку с места .Убрать спички в коробку.

«Заяц – коза»

«Слоник»

«Тяни- толкай» с20

Отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги.

«Замок»с 36

«Бусинка»с 19

 

Нанизывание бус.

«Змейки» с 19

«Братцы» с 18

«Обратные колечки» с 19

9

Тактильный гнозис

«Найди, из чего сделано»

Ощупать три – пять игрушек, определить материал, из которого она сделана

«Пальчиковый бассейн»

В коробку с фасолью поместить мелкие игрушки, ребенок должен их найти, ощупать и узнать

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать бытовые предметы (карандаш, монета, кольцо и т.д.)

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать мелкие игрушки

«Волшебный мешочек»

На ощупь  угадать

геометрические фигуры различной величины и фактуры (из бархатной бумаги, наждачной бумаги, плотной фольги)

 

10

Зеркальное рисование

Вращать  обеими кистями рук до и против часовой стрелки (однонаправленно)

Вращать  обеими кистями рук до и против часовой стрелки (разнонаправленно)

«Горизонтальная восьмерка»

Нарисовать в горизонталь ной плоскости цифру 8 сначала одной рукой, потом обеими руками вместе, стр.36

Рисовать одновременно двумя руками зеркально- симметричные рисунки

стр.34

Рисовать одновременно двумя руками буквы

стр34

 

11

Симметричное рисование

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей

Рисование одновременно двумя руками  по прописям для левшей и правшей

 

12

Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения

Следить глазами за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо высунутым изо рта языком , стр.35

Следить глазами по контуру воображае- мой фигуры                          (круг, квадрат, треугольник, цифры и т.д)

Совмест-ные движения глаз и языка. Однонаправ-ленные движения .стр.40

Совместные движения глаз и языка.

Разнонаправленные  движения

.стр.40

С закрытыми глазами опознавать небольшой предмет, данный в руку, стр.41

                   

 

IV этап – Заключительный

   Таким образом, мы считаем:

1.     Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят кинезиологические упражнения, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.

2.     Будет создана система развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей.

3.     Повысится  педагогическая компетентность по данному вопросу.

 

Список используемой литературы:

Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий